ГЕЗЕЛЛ

ГЕЗЕЛЛ
(Gesell) Арнольд Люциус (1880-1961) — американский психолог, специалист в области психологии развития, детской и семейной психологии. Образование получил в Висконсинском ун-те (бакалавр, 1903), ун-те Кларка (д-р философии, 1906) и Йельском ун-те (д-р медицины, 1915). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя. С 1911 по 1948 г. Г. — директор Йельской клиники развития детей, в которой изучалось психическое развитие детей. Почетный д-р наук ун-та Кларка (1930), где сотрудничал с Г.Ст. Холлом и Л. Терменом (L. Terman). Чл. Национальной академии наук, вице-президент Международной ассоциации защиты детей (1919—1921) и др. общественных организаций. Лауреат премии Каппа Дельта Фи (1958). Научная деятельность Г. была связана с нормативным изучением процессов развития детей. Он разделял точку зрения Г. Ст. Холла о том, что любые изменения в процессе развития можно понять только с позиций эволюционного подхода, который превалирует над любыми влияниями окружающей среды и культуры. С этих позиций Г. впоследствии выстраивал все свои исследовательские программы, которые были образцом нормальной науки, настолько методически точно выполнял и ясно формулировал он научные задачи. Работая совместно с Л. Терменом в Лос-Анджелесском педагогическом ин-те, Г. применял генетический и психометрический подходы к проблеме умственной отсталости и изменений в процессе развития в целом. Однако его исследовательские интересы выходили за рамки применения уже имеющихся средств тестирования. Он хотел провести гораздо более тщательное, нормативное исследование раннего развития детей. Для этого вернулся в Висконсинский ун-т, а затем перешел в Йельский ун-т, где получил специальное медицинское образование (1915), сочетая учебу с преподавательской деятельностью. В эти годы (1911) при Йельском ун-те впервые была создана Йельская клиника развития детей, где Г. и развернул свои исследования, параллельно продолжая заниматься своей основной работой в качестве школьного психолога в составе Государственной комиссии штата Коннектикут по вопросам образования. В Йеле Г. и его коллеги начали тщательное исследование раннего развития детей. Они использовали в этом проекте фотографирование, а с 1924 г. — киносъемку. Придумывали уникальные приспособления: многие снимки были получены с помощью специально спроектированного фотографического купола. Для наблюдений за детьми применяли зеркало Гезелла (полупроницаемое зеркальное стекло, отделявшее часть помещения, из которого велось наблюдение за поведением детей). Использовались и естественные условия наблюдения, например в фильме, посвященном типичному дню младенца. Полученная нормативная и натуралистическая информация была представлена в Атласе поведения грудного ребенка (1934). Исследования Г. в Йеле касались периода от детства до юности (от рождения до года, от года до трех лет и от трех лет до восемнадцати). Его публикации, разработанные тесты и методы (лонгитюдный метод, метод близнецового контроля) заинтересовали многих педиатров, воспитателей и психологов. Г. доказывал, что изменения поведения развиваются по жестко заданным схемам. В качестве прямого доказательства выступал близнецовый метод, при котором сравнивали обученного и необученного близнецов. Г. открыл, что необученный близнец очень быстро догонял обученного. Однако, несмотря на эти результаты, Г. не ставил своей главной целью экспериментирование. Он намеревался в общем описать и проанализировать ситуации естественного становления, построив систему тестов таким образом, чтобы наиболее отчетливо выявить существенные моменты становления. На основе эих тестовых исследований были выработаны нормы для детей от 4 недель до 6 лет по показателям моторики, речи, адаптивного поведения, личностно-социального поведения и т.п. Твердо придерживаясь идеи о главенстве внутренних эволюционных процессов, Г. последовательно разрабатывал собственное направление, на которое никакого влияния не оказывали ни появившиеся теории научения, учитывающие влияние среды, ни психоаналитические теории развития, ни последующие теории социальных и культурных условий детства и младенчества. В результате его подход сейчас может быть применен только для ограниченного круга исследований, границы которым четко очертил сам Г. Тем не менее модификация тестов Г. (как и тестов Бине) используется в современной диагностике психического развития детей. Основные труды Г.: The First Five Years of Life (в соавт.), Harper, 1940; Development Diagnosis (with С Amatruda), Hoeber, 1941; Infant and Child in the Culture of Today (with F. Ilg), Harper, 1943; The Embryology of Behavior (with С Amatruda), Harper, 1945; The Child from Five to Ten (with F. Ilg), N.Y., 1946; The Jars from Ten to Sexteen (with F. Ilg), N.Y., 1956. Л.А. Карпенко


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ГЕЗЕЛЛ" в других словарях:

  • Гезелл (Gesell) Арнольд — (21.06.1880 4.06.1899) американский психолог, один из основателей детской психологии. Разработал метод наблюдения за детским поведением, с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Ввел нормы развития ребенка …   Психологический словарь

  • Гезелл Арнольд Луций (Gesell A.L.) — (1880–1961) американский психолог, создатель Иельской клиники нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста от рождения до 3 лет. Его исследования восполняли серьезный пробел в экспериментальном изучении и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Гезелл (Gesell) Арнольд Луций — (21.06.1880, Алма, Висконсин, США 4.06.1961 Нью Хейвен, Коннектикут) американский психолог, один из основателей детской психологии. Биография. В 1906 г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете Кларка, в 1915 г. по медицине в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Гезелл Арнольд / Gesell, Arnold L. — (1880 1961). Гезелл оказал сильное влияние на практику воспитания маленьких детей в 1940 1950 х гг. Он придерживался строго конституционального или физиологического подхода, в котором факторы культуры и научения играли незначительную роль …   Психологическая энциклопедия

  • Гезелл, Сильвио — Йохан Сильвио Гезелл ( de. Johann Silvio Gesell; 17 марта 1862, Санкт Вит, ныне в Бельгии 11 марта 1930, Ораниенбург, Германия) немецкий предприниматель, экономист, автор учения о свободной экономике (от нем. Freiwirtschaft). Биография Был… …   Википедия

  • ГЕЗЕЛЛ — (Gesell) Арнолд Лусиус (21.6. 1880, Алма, шт. Висконсин, 29.5.1961, Нью Хейвен, шт. Коннектикут), амер. психолог. Окончил Висконсинский (1906) и Йельский (1915) ун ты. Работал в Йель ской психиатрич. клинике (1911 48), с 1930 её директор. В 1950… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Гезелл (Gesell), Арнольд Луций — (1880 1961)     американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства (1911 48; с 1930 её директор). В 1950 на основе клиники создан Гезелловский институт детского развития (Нью Хейвен), в котором изучается онтогенез психики в… …   Педагогический терминологический словарь

  • ГЕЗЕЛЛ Арнолд Лусиус — (21.6. 1880, Алма, шт. Висконсин, 29.5.1961, Нью Хейвен, шт. Коннектикут), амер. психолог. Окончил Висконсинский (1906) и Йельский (1915) ун ты. Работал в Йель ской психиатрич. клинике (1911 48), с 1930 её директор. В 1950 на основе этой клиники… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages) — Исследования челов. развития указывают на наличие фундаментальных законов, лежащих в основе всех процессов развития и проявляющихся в последовательности стадий, к рую, как можно предположить, проходит в своей жизни каждый чел. Эти законы имеют… …   Психологическая энциклопедия

  • Рукость (handedness) — Р. термин, используемый для обозначения преобладания или превосходства одной руки над другой в том, что касается письма, мануальных навыков и др. занятий. Предпочтение правой или левой руки связано также с функционированием глаз и речью. Кора… …   Психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»